египтяне Старого царства (III тыс. до н.э.) считали, что у человека множество душ: "двойник" - ку, "проявление" - би, "привидение" - ах, "мощь", "имя" - рин, "тень" и другие. При этом у одного и того же лица могло быть по несколько душ одного и того же рода ("двойники", "проявления", "привидения"). Души были, с одной стороны, тождественны с человеком или заключены в нем, а с другой, - были существами, находившимися вне его. Сделать что-нибудь "двойнику", значило сделать это самому человеку. "Привидением" мог быть назван он сам после смерти, а "проявление" или "мощь" могли быть внутри него. В более поздние времена у египтян появилось представление, что после смерти человека остаются жить три составные части его существа -"имя" (рин), "душа" (ба), вылетающая из тела в виде птицы с человеческой головой и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека - ка. Душа "ба", хотя и покидает свою бренную оболочку, но в любой момент времени может вернуться в нее, ибо она бессмертна. Поэтому возникло желание сохранять оболочку, т.е. тело (вот где кроется объяснение обычая мумифицирования в Древнем Египте!). Но если "ба" может вернуться, то кто же предстает перед богом Тотом (богом мудрости, счета и письма, занимавшим также важное место в культе мертвых)? Именно для этой цели у каждого египтянина существовал его двойник, его второе "я" - "ка", которого изображали бородатым человечком с короной на голове. "Ка" - это своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. "Ка" не бессмертна, она может погибнуть от голода или жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, "ка" может надолго пережить его. Тем более, что и саму "ка" стали вырезать из дерева, лепить из глины, высекать из камня, делать из фаянса. Такая "ка" получила название "ушебти" - "ответчика" перед богом Тотом. "Ушебти" готовили в дорогу так же, как и человека - это была запеленутая мумия со скрещенными на груди руками, с открытым лицом, имеющим портретное сходство с умершим. "Ушебти" укладывали в специальный гробик в погребальной камере рядом с саркофагом. На стенке этого гробика рисовали портрет умершего, иногда вместе с семьей, чтобы они смогли найти друг друга в Царстве мертвых. Черными иероглифами делали надпись: "О, ушебти, когда позовут усопшего исполнять его обязанности в Царстве мертвых - орошать поля, укреплять берега рек, - ты скажи: я здесь!". Где же тут было мудрому Тоту разобраться в потемках, кто перед ним - оригинал или копия? Так люди обманывали бога. Со временем люди стали замечать, что "ушебти" не исчезают из гробниц, а значит,... не предстают перед Тотом. И тогда появились первые в истории Египта (и, наверное, вообще - Древнего мира) еретики, т.е. инакомыслящие. Об этом мы можем судить по надписям на некоторых папирусах, которые призывали наслаждаться жизнью в этом мире, а не уповать на "тот", который, по-видимому, не существует.
В античные времена и средневековье были широко распространены представления о том, что у человека есть мыслительная, чувствительная и растительная души. По мнению Платона (V век до н.э.), мыслительная или разумная душа располагалась в голове, чувственная - в груди, а растительная (она же - чревная) - ниже грудобрюшной преграды.
(Это та природа душ которая легла в основы представлений многих вольнодумцев, например именно её сейчас пользует Велеслав)
существуют мнения о том что множественность душ это описание проявления единственной души в различных сферах жизни и представлений ума, как например у христиан:
"Итак, если снова всходить снизу вверх, первое действие, или преподавание, называется одушевлением; второе — чувством; третье — искусством; четвертое — доблестью; пятое — покоем; шестое — вступлением; седьмое — созерцанием. Могут быть они названы и так: из тела; через тело; около тела; к себе самой; в себе самой; к Богу; у Бога. Можно и так: прекрасное из другого; прекрасное через другое; прекрасное около другого; прекрасное к прекрасному; прекрасное в прекрасном; прекрасное к красоте; прекрасное пред красотой. Обо всем этом, если тебе покажется, что что-либо нужно разъяснить подробней, ты спросишь после. В настоящее же время я хотел обозначить это столькими названиями для того, чтобы ты не затруднялся, когда другие то же самое называют другими именами и употребляют даже иное деление, и чтобы из-за этого ты не отвергал того или иного. Одно и то же совершенно правильно и с полным основанием может быть называемо и разделяемо бесчисленными способами; а при таком обилии способов, каждый пользуется тем, какой находит для себя более подходящим."
http://kds.eparhia.ru/bibliot/pater/avgustin/kolvo/
Члены африканского племени бамбара считают, что у человека две души - душа дыхания и душа тени. Во время сна первая душа может свободно перемещаться, в то время как другая остается на месте. Представители другого африканского племени считают, что у человека не две, а целых четыре души - светлая тень, темная тень, покровительствующая тень и тень невидимая.
Еще сложнее устроены души по верованиям племени догон в Западном Судане. Они считают, что у человека есть несколько смешанных пар душ "кинду кинду": "кикину сай" ("умная душа"), отвечающая за волю, ум и сознание, "кикину бумоне" ("глупая душа"), представляющая отражение первой, как бы ее тень. Кроме того, у человека есть еще и "ньяма", которая сообщает целостность и жизнь этим элементам. Интересно, что ньяма трактуется, как сугубо материальная, но лишенная зримой оболочки стихия.
Еще больше душ у человека насчитывают некоторые народы Индокитая. По их представлениям количество душ у человека колеблется от 32 у лао и шанов Мьянмы (Бирма) до... 120(!) у красных тайцев Вьетнама. У них существуют души головы, лба, носа, локтя, легкого, печени, и т.д. Вообще-то, душами частей тела нас теперь не удивишь. Но красные тайцы по части изобретательности и фантазии оставили другие народы далеко позади. Ведь по их верованиям, душу имеют не только органы человеческого тела, но и проявления человеческой психики - смех, печаль, веселье, раздумье и т.д. Душу у них имеют даже различные навыки - трудовые, художественные и спортивные.
Следует отметить, что и 120 душ для человека не является пределом. По религиозным воззрениям последователей даосизма у человека насчитывается свыше... 30 тысяч духов (= душ). Подавляющее большинство религий предполагает, что в теле человека живет только его собственная душа (или души). А вот жители островов Бали (Индонезия) считают, что в каждом человека помимо его собственной души, живут и души его родителей: в правом глазу - душа отца, представляющая символ Луны, а в левом - душа матери, символ Солнца. Эти символы душ отца и матери балийцы называют "атма" и верят, что они, подобно мужу и жене в действительной жизни стремятся к соединению, которое находится в середине, между бровей.